И меет много преимуществ перед другими при небольших уклонах крыши. Простую железную кровлю для гаража, бани и т.д. может сделать каждый, кто имеет руки, способные мастерить нечто более или менее приличное. Бояться этой работы не надо, попробуйте и увидите, что ничего тут сложного нет. Железная кровля из черного железа, систематически окрашиваемая, служит не менее 20 лет, а оцинкованная — более 30 лет, при условии, конечно, что на вашу крышу не льются регулярно кислотные дожди .
Однако для выполнения кровельных работ потребуется специальный верстак с прибитым к краю столешницы стальным уголком длиной 1.,5 м. и следующий инструмент. Минимум, инструмента следующий:
ножницы кровельные, киянка, два кровельных молотка с плоскими боковыми гранями и бойком, измерительная линейка, чертилка и желательно кровельные клещи для гибки краев кровельных листов или кромкогибщик. (рис. 2).
Рис 2. Инструменты для гибки краев кровельных листов; а—кровельные клещи;
б— кромкогибщик.
Инструменты для гибки значительно облегчают загибание кромок листов, что не последнее дело для начинающего кровельщика но, в крайнем случае можно обойтись и без них.
Кровельное черное железо до начала работ требует некоторой подготовки. Железо очищают от ржавчины, если таковая имеется, металлической щеткой,
обезжиривают бензином или промывают стиральным порошком, а затем огрунтовывают натуральной олифой с суриком с обеих сторон. Необходимость такой обработки вызывается тем, что готовую кровлю в дальнейшем окрашивают только снаружи, а внутренняя сторона остается лишь проолифленной.
Кровельные листы соединяют между собой посредством фальцевых соединений, которые подразделяются на лежачие и стоячие.
(рис. 3).
Последовательность формирования фальцевых соединений: а—отгиб кромки для одинарного лежачего фальца; б—соединение листов одинарным лежачим фальцем (штриховой линией показан лист с подсечкой), в — отгибы в листах кромок для одинарного стоячего фальца; г—соединение листов одинарным стоячим фальцем (гребнем).
Для рядового покрытия кровли сначала заготовляют картины. Картина — это элемент кровельного покрытия, у которого кромки подготовлены для фальцевого соединения. Картины делают составными из двух листов, а если листы длиной 1,5—2,0 м, то одинарными.
Рис 4. Двойная картина для рядового покрытия.
Одинарный лежачий фальц (рис. 5)
|
Рис 5. Формирование одинарного лежачего фальца: а – фиксирование листа на верстаке загибом углов; б – отгиб всей кромки на 90 ; в – кромка перед сваливанием на плоскость; г – сваливание на плоскость; д – соединение листов фальцем и его уплотнение; е – подсечка фальца.
Лист укладывают на край верстака и чертилкой или штангенциркулем
наносят линию для отгиба фальцевой кромки. Чтобы при этом лист не смещался, придерживают его рукой. Затем на углах листа делают по риске киянкой два маячных отгиба. Теперь лист зафиксирован, это почувствуется сразу. Далее по риске постепенно отгибают всю кромку, переворачивают лист и отогнутую кромку также киянкой сваливают на плоскость. Подготовленные таким образом два листа соединяют в замок и замок уплотняют опять киянкой. А чтобы фальц надежно замкнулся и не раздвигался, его подсекают металлической планкой или молотком.
Кромки стоячего фальца подготавливают аналогичным способом. Чтобы рядовые полосы соединить стоячим одинарным фальцем, желательно, использовать гребнегиб (рис. 6), хотя многие кровельщики обходятся без такого специального гребнегиба и орудуют двумя молотками .
Рис 6. Отгиб стоячих фальцев гребнегибом:
а – отгиб кромки; б – подгиб кромки киянкой; 1 – скребок гребнегиба;
2 – брусок гребнегиба.
Картины в рядах, как правило, раскладывают в направлении от конька к желобу.
К первой картине первой рядовой полосы укладывают вторую, верхним отгибом зацепляя ее за нижний отгиб предыдущей, и т. д.
Картины соединяют между собой лежачими фальцами, при уплотнении которых в качестве подкладки используют стальную полосу размером 5Х60 мм. В готовой полосе в местах стыкования картин выпрямляют кромки для стоячих фальцев. Все рядовые полосы перепускают через конек с таким расчетом, чтобы после обрезки можно было отогнуть коньковую кромку на одном скате высотой 30 мм, а на другом —60 мм.
Стоячие фальцы рядового покрытия входящие на конек крыши и к ребрам, сваливают в сторону малого отгиба на длину 80—100 мм. Для реберного соединения делают припуски, как и для конькового стоячего фальца. Укрепив полосу гвоздем за малый отгиб у конька, с помощью шнура выверяют ее положение. Затем укрепляют рядовую полосу вдоль малого отгиба, плотно подтягивая ее к обрешетке кляммерами, которые представляют собой полоски из жести шириной 40 мм. Кляммеры ставят из расчета не менее двух на каждую сторону листа, примерно через 600 мм, и прибивают гвоздями к боковым граням брусков обрешетки, загибая их на кромку малого отгиба. К обрешетке, выполненной из теса, кляммеры прибивают уже не к боковым граням, а к плоскости досок ,пропуская гвозди сквозь доску с последующим загибом на внутренней ее стороне. Однако такое крепление кровли менее надежно.
Смежные рядовые полосы на скате располагают так, чтобы взаимное смещение лежачих фальцев в картинах в пределах одного ската кровли и взаимное смещение стоячих фальцев на противоположном скате кровли были не менее 50 мм. Достигается это подрезкой на 50 мм каждой четной полосы у конька и обрезкой первой рядовой полосы смежного ската в продольном направлении. Рядовые полосы соединяют одинарным стоячим фальцем с помощью гребнегиба и киянки. Для этого кровельщик становится лицом к коньку, чтобы видеть весь загибаемый фальц, и движется в направлении от конька к карнизу. Гибочный скребок гребнегиба подводят вплотную к малому отгибу;
в это время малый отгиб должен быть на одном уровне со скребком. Затем кровельщик сваливает киянкой кромку большого изгиба на плоскость скребка при одновременной и плавной перестановке гребнегиба вдоль фальца. Потом переставляет гребнегиб на смежную рядовую полосу так, чтобы брусок гребнегиба упирался в тыльную грань фальца, и уплотняет фальц киянкой.
Чтобы вода не затекала под кровлю возле дымовой трубы, делают воротник. Заметим, что воротник дымовой трубы – это наиболее слабое звено кровли, выполняемой из стальных листов, и наиболее сложное для не специалиста.
(рис. 30). Чтобы при сборке верхнего и нижнего фартуков с боковыми фартуками не образовывались щели, в местах перехода вертикального фальца в наклонный и воротник не давал течи, нужно тщательно делать замеры в натуре и точно выполнять технологические указания.
Рассмотрим, как изготовляют воротник в виде двух составных П-образных половин, которые соединяют внахлест по стоку воды на крыше после завершения кладки оголовка дымовой трубы. Изготовление воротника начинают с натурных замеров у ствола трубы. По данным обмера делают разметку на плоских листах. Затем гнут заготовки, как показано на рис. 8.
|
Рис 8. Воротник дымовой трубы: а – обмер ствола трубы; б – части воротника, подготовленные к укладке; в – передний фартук; г – затрубный фартук; д - нижняя часть правого бокового фартука; ж – соединение вертикального отворота переднего фартука с таким же отворотом бокового фартука; Д – длина сечения трубы по уклону крыши; Ш – ширина трубы.
При гибке учитывают, что заготовки верхней и нижней частей боковых фартуков должны быть парными, то есть две левые и две правые.
Половины воротника собирают на верстаке с брусом-оправкой. Заготовки соединяют одинарными фальцами и пропаивают мягким припоем (третником). Особенно тщательно пропаивают щели в местах переходов. Можно поступить по другому , закрыть эти щели заплатками и после укладки пропаять.
Если перспектива самостоятельно выполнить фальцевые соединения фартуков воротника пугает самодеятельного строителя, можно вместо фальцевых соединений сделать отгибы, направленные по стоку воды, с последчющей их клепкой (две-три заклепки диаметром 3 мм) и пайкой.
|